Вы здесь

Журнальная графика. Сто лет тому назад

В минувшую пятницу, 24 мая, в Новосибирском художественном музее открылась выставка «Из истории журнальной графики Сибири».

Она знакомит посетителей с произведениями двух выдающихся мастеров сибирской графики первой трети ХХ века — Степана Липина (1898—1937) и Александра Заковряшина (1899—1945), хранящимися в собрании Новосибирского государственного художественного музея и в частной коллекции. Оба художника активно работали с новосибирскими печатными изданиями того времени: журналом «Настоящее», газетой «Советская Сибирь» и, конечно, с «Сибирскими огнями». Можно сказать, что их творчество во многом определяло стилистику этих изданий.

1920-е — начало 1930-х годов были временем расцвета журнальной графики в Сибири. Тогда появилась целая плеяда ярких имен: Алексей Вощаков, Константин Баранов, Григорий Ликман, Наталья Нагорская, Иван Тютиков и др. Очень популярны были гравюры на дереве и линолеуме. В этой технике работали и авторы открывшейся выставки — С. Липин и А. Заковряшин. Их работы отличаются смелостью и многообразием пластических решений, уверенным и точным использованием выразительных средств, характерных для жанра гравюры, экспрессивной лаконичностью и зрелищностью.

Открывая экспозицию, ученый секретарь Новосибирского художественного музея Светлана Голикова отметила, что оригиналы гравюр Липина, которые впервые демонстрируются на этой выставке, по праву можно считать важнейшим открытием для ученых и для широкого круга посетителей музея. Они были бережно сохранены искусствоведом Павлом Муратовым (1934—2020), одним из самых авторитетных исследователей художественной культуры Сибири ХХ столетия, чья уникальная личная коллекция принадлежит сейчас его семье. Искусствоведческие работы П. Д. Муратова не раз публиковались в «Сибирских огнях».

— 30 мая Павлу Дмитриевичу исполнилось бы 90 лет, — сказала Светлана Павловна. — Эта выставка посвящена и его памяти. Для нас он дорогой человек – блестящий, глубокий искусствовед и первый научный сотрудник нашего музея, который собрал многие произведения искусства, сейчас составляющие гордость учреждения.

Судьбы художников, авторов выставки, сходны и в своей яркости, и по своему трагизму. Оба – самоучки, оба сыграли большую роль в художественной жизни Новосибирска (и не только), много сил отдали журнальной и газетной графике. Творческий путь обоих прервался рано. Степана Липина в 1933 году арестовали по подозрению в участии в контрреволюционной организации, сослали на Соловки, а в 1937-м расстреляли. Александр Заковряшин погиб в 1945 году, в последние дни Великой Отечественной войны, при штурме Берлина.

Обширная коллекция работ Александра Заковряшина была собрана его близким другом, живописцем Александром Моисеенко, и в начале 1960-х годов поступила в фонды Новосибирской картинной галереи. Творчество этого мастера давно изучается музейными специалистами, экспонируется и публикуется в научных изданиях. Наследие же Степана Липина до самого недавнего времени считалось несохранившимся. Представление о его графической манере, о чертах его незаурядного дарования создавалось исключительно по журнальным и газетным источникам. Но эти публикации, учитывая качество печати и бумаги того времени, не дают полного представления о том, как выглядели гравюры в реальности. Найденные оттиски — совсем другое дело.

От коллектива журнала «Сибирские огни» выступила заведующая отделом художественной литературы Лариса Подистова:

— Когда я получила приглашение на открытие этой выставки, то обратилась к архиву «Сибирских огней» и была потрясена, узнав, что оба художника – самоучки. Когда смотришь на их работы, не ощущаешь любительства. И ведь эти работы выполнены совсем молодыми людьми... Чего бы они могли достичь, если бы остались живы! Тот период истории «Сибирских огней» был богат на замечательные профессиональные иллюстрации. Мы и сейчас публикуем работы художников, но в основном на обложке, внутри номеров иллюстраций практически нет. Интересно, что журнал начала прошлого века, хоть и был во многом публицистическим, содержал главным образом не фотографии и даже не рисунки, а именно гравюры, и они задавали определенный стиль. Мы, редакция «Сибирских огней», были бы рады подобному сотрудничеству с современными новосибирскими художниками.

Выставка продлится до 11 августа 2024 года.

 

Сергей МОСКВИТИН

Фото автора

100-летие «Сибирских огней»